FAQ        Платные сервисы        Рекламодателю        E-mail рассылка        RSS     
   
 
Разместить материал:

Анонимно
Зарегистрироваться
 
   

   
   
   

   
   
   


   
   
   
 Сегодня: 20 апреля 2024
   
 

Версия для отчета Версия PDFПервый маринист морской державы

Тематика: Культура
Статьи и исследования

г. Казань
Дата публикации: 12.01.2023
Дата мероприятия / события: 12.01.2023


Голландский флот имеет славную многовековую историю. Первоначально он был частным. В XV веке состоятельные купцы и местные власти во многих портах Нидерландов взяли на себя инициативу вооружать корабли c целью нападения на пиратов и иностранных конкурентов. Официальная власть стремилась усилить надзор за частными флотилиями. В 1488 году Максимилиан I издал указ о создании голландского флота. С этих пор он приобрёл юридический статус. Был избран адмирал, в задачи которого входила защита Нидерландов и суверена. Однако многие провинции тайно создавали собственные небольшие флотилии.



Голландский флот имеет славную многовековую историю. Первоначально он был частным. В XV веке состоятельные купцы и местные власти во многих портах Нидерландов взяли на себя инициативу вооружать корабли c целью нападения на пиратов и иностранных конкурентов. Официальная власть стремилась усилить надзор за частными флотилиями. В 1488 году Максимилиан I издал указ о создании голландского флота. С этих пор он приобрёл юридический статус. Был избран адмирал, в задачи которого входила защита Нидерландов и суверена. Однако многие провинции тайно создавали собственные небольшие флотилии.

К XVI веку, после освободительной революции и создания Республики Соединенных провинций, новообразованная страна обрела экономическое благополучие и являлась самой густонаселённой страной Европы. Антверпен был крупнейшим портовым городом и торгово-финансовым центром. Мануфактуры провинций Фландрии и Брабанта были связаны с ним экспортом английского сукна, стеклянных изделий, мыла и других товаров. Порт Антверпена был местом стоянки кораблей многих государств, включая испанские и португальские колонии. Однако после разделения Нидерландов на две части роль этого города отходит на второй план и экономическое первенство переходит к Амстердаму. В провинциях Голландия, Зеландия и Сеньория Утрехт мануфактуры преимущественно работали на производство в больших объемах корабельного снаряжения и парусины. Как и в остальных морских странах, голландское мореходство и кораблестроение выходили на новый уровень. Этому способствовал экономический рост, вызванный рыболовством и торговлей. Порты Амстердам, Миделбур, Флиссинген вели активную торговлю с Англией, Шотландией, странами Балтики и Русским царством. О развитии кораблестроения говорит тот факт, что даже Испания заказывала на судоверфях Фландрии постройку галеонов по своей технологии.

Чтобы конкурировать с Испанией и Португалией в морском деле и открытии новых колоний, Республика Соединённых провинций аккумулировала усилия по созданию и улучшению флота и морской навигации. Торговля со странами Балтики и Скандинавией играла решающую роль, поскольку территория Нижних земель очень скудна в плане лесных насаждений, которые исключительно важны в судостроении. Практически все нужные судостроительные материалы импортировались из Германии, Польши, Швеции (импорт дуба), Норвегии и стран Балтики (импорт ели и сосны), Выборга и Финляндии (смола), Швеции (медь и железо), Франции и Гданьска (парусина). Во многих странах голландская сельдь и треска была известна и высоко ценилась, а также выступала основным продуктом торговли. Именно рыбная ловля в Северном море внесла значительный финансовый вклад в экономику Республики Соединенных провинций. В XVI веке около 66 % всего товарооборота между странами Западной Европы перевозилось на голландских судах, поскольку именно эти корабли имели преимущество с точки зрения размера, конструкции и манёвренности.

Период конца XV – начала XVI века ознаменовался событиями, которые получили название Великие географические открытия. Первенство в этом процессе было за португальскими и испанскими мореплавателями, после чего к ним присоединилась и голландцы. Поскольку снаряжение экспедиции для открытия новых земель требовало значительных капиталовложений, Генеральные Штаты приняли решение объединить все мелкие финансовые организации, которые 20 марта 1602 года вошли в состав Ост-Индской акционерной компании. Достигнутые значительные результаты в этой деятельности позволили открыть в 1621 году вторую палату – Вест-Индскую акционерную компанию.

Целью первой компании была экономическая деятельность на территории современной Индонезии, снабжение и торговля специями, которые приносили акционерам сверхприбыль. Вест-Индская же компания, в свою очередь, должна была воевать с Испанией и Португалией, которые доминировали на колониальном и рабовладельческом рынке.

Для открытия новых земель и увеличения товарооборота за счёт колоний, Генеральные Штаты аккумулируют все доступные средства и усилия для постройки флота и снаряжения экспедиционных кораблей. Среди таких, самыми знаменитыми были – «Амстердам», «Батавия», «Дёйфкен», «Эндрахт», «Халве Ман», «Мермин». Голландские мореплаватели основали новые колонии в Западной Африке, Северной Америке и Карибах, Южной Америке, Южной Азии, Дальнем Востоке.

По информации французских источников, в 1669 году голландский флот насчитывал около шести тысяч единиц (не включая лодки и галиоты). При этом водоизмещение судов было не менее 100 тонн при команде из 8 человек минимум, что говорит о грузообороте в 600 тыс. тонн и штате около 48 000 моряков. Те же сведения говорят о значительном преимуществе голландских моряков перед остальными, поскольку они требовали меньше жалования, обходились урезанным рационом питания и при строительстве кораблей экономили на материалах. Голландские судоверфи были вне конкуренции благодаря близости к странам Балтики и Скандинавии (значительно меньшая стоимость доставки материалов для строительства судов) и передовым технологиям, снижавшим время и стоимость изготовления.

В течение XVI – XVII веков Голландская республика была вовлечена во множество войн на море. До 1648 года главным врагом Голландии была Испания. В 1566 году в испанских Нидерландах вспыхнуло восстание гёзов (кальвинистов), боровшихся против правления Испании в Нидерландах. Среди гёзов было много моряков, спасавшихся от преследования католической церкви и чиновников-некальвинистов. Многие из них становились пиратами, которых называли «Морские гёзы» (нидерл. Watergeuzen). Они собирались в эскадру и нападали на испанцев, совершали высадки, разрушали дамбы. На начальном этапе их борьбы Англия, Германия и Франция предоставляли гёзам свои порты для базирования. Штатгальтер Голландии Вильгельм I Оранский стал практиковать выдачу каперских свидетельств морским гёзам (документы, разрешающие частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе), за что они обязались передавать ему треть своей добычи. Благодаря накопленным деньгам, к 1569 году были готовы к активным боевым действиям восемьдесят четыре корабля. Чтобы они не превратились в неконтролируемую силу, Вильгельм I Оранский учредил для морских гёзов устав и назначил Виллема II де ла Марка адмиралом.

В 1572 году Испания с помощью дипломатических переговоров достигла соглашения с Англией, и последняя обязалась закрыть порты для повстанцев и незамедлительно выдворить их корабли. В декабре этого года началась осада испанцами города Харлема, державшего нейтралитет в религиозной войне. 26 мая 1573 года состоялось морское сражение в водах Харлеммермера – большого озера, которое в то время было одним из крупнейших в Северной Голландии. Испанский флот под командованием Максимилиана де Энен-Льетара, графа Боссу, в этой битве противостоял голландскому флоту гёзов под командованием Мартина Брандта, который пытался прорваться в осаждённый Харлем. После нескольких часов боя гёзы были вынуждены отступить. Данное поражение поспособствовало небывалому подъёму патриотизма. Героическое сопротивление Харлема, вдохновило голландцев на борьбу за Алкмар и Лейден. В результате был заключён Вестфальский договор, по которому совершенно истощённая Испания признала независимость Нидерландских провинций.

Сражению при Харлеммермере посвящали свои произведения многие голландские живописцы. Хотя данная битва была проиграна, художников трогала трагическая патетика подвига моряков, их самоотверженность и бесстрашие, несмотря на очевидное превосходство испанцев. Около 1621 года полотно с изображением этой баталии написал видный голландский маринист Хендрик Корнелис Вроом (около 1562 – 1640). Слева он изобразил голландский флот, справа – испанцев.

В 1924 году из собрания С.П. Плаутина в Государственный Эрмитаж поступила «Морская баталия», атрибутированная также Хендриком Корнелисом Вроомом. Однако после проведения реставрационных работ в нижней части картины была обнаружена монограмма: «AVE», принадлежащая Андрису ван Эртфельту (1590 – 1652).

Ван Эртфельт принадлежит первому поколению фламандских живописцев, специализировавшихся на морских баталиях. Кроме этого он был прекрасным рисовальщиком и гравёром. Художник родился в Антверпене. Не известно, кто был его учителем. В 1609 году ван Эртфельт вступил в гильдию Святого Луки Антверпена. В 1615 году женился на Катерине де Флигер. У пары было двое детей.

После смерти жены в 1626/1627 году живописец вместе со своим учеником Матье ван Платтенбергом (1607/1608 – 1660) отправился в Италию. Сохранились сведения о том, что художник работал в Генуе с 1628 по 1630 годы с баталистом Корнелисом де Валем (1592 – 1662). Валь делился своими заказами с ван Эртфельтом.

В 1630 году художник вернулся в Антверпен. 3 октября 1633 года он женился на Элизабет Боотс. Их сын Ян Батист был крещён в церкви святого Иакова 11 февраля 1634 года.

Работы ван Эртфельта пользовались большим спросом. Клиентура художника не ограничивалась лишь Нидерландами. У художника было много заказчиков в Испании и Португалии. Фламандский поэт, юрист и политический деятель Корнелис де Би (1627 – 1712/1715) вспоминал, что художника называли «сыном морей» [1]. Портрет ван Эртфельта в 1632 году написал Антонис ван Дейк. Гравюру с него снял Схелте Адамс Болсверт (1586 – 1659). Данная гравюра вошла в собрание портретов видных деятелей эпохи (Icones Principum Virorum), составленное ван Дейком.

Живописец вероятно занимался и дипломатической деятельностью. Он передал несколько писем от англо-голландского дипломата Бальтазара Гербиера секретарю принца Оранского Константейну Хёйгенсу. В письмах шла речь о возможном мирном договоре между Испанией и Голландской республикой.

Ван Эртфельт был учителем Гаспара ван Эйка (1613 – 1674), Хендрика ван Миндерхаута (1632 – 1696), Бонавентуры Петерса (1614 – 1652) и Себастьяна Кастро (работал в Антверпене между 1633 и 1656 годами).

Многие исследователи называют ван Эртфельта в числе первых фламандских художников-маринистов. Его марины весьма разноплановы: батальные сцены, штормы, корабли в открытом море и в гаванях, ночные сцены и т.д. Чаще всего художник изображал голландские корабли, уходящие в плавание или стоящие в южных, нередко фантазийных гаванях.

Живописец испытал влияние не только Хендрика Корнелиса Вроома, но и Питера Брейгеля Старшего (1525/1530 – 1569). В начале 1600-х годов художник, возможно, работал в Голландской республике, однако этому нет никаких доказательств, кроме того, что он писал голландские корабли и порты. Существует версия, что живописец жил в Харлеме, обучаясь в мастерской Вроома. Вполне возможно, что он познакомился с творчеством Вроома в Антверпене, где картины мастера, а также копии с них, в большом количестве продавались на арт-рынках. Ван Эртфельт также делал копии с марин Вроома.

Ранние произведения ван Эртфельта отличаются ярким насыщенным колоритом. Палитра художника основывается на сочетании зеленовато-чёрных и коричневых тонов. Оснастку кораблей (такелаж) он писал с использованием белого цвета, выделяющегося на фоне тёмного моря. Ранний этап творчества художника прекрасно иллюстрирует композиция «Возвращении в Амстердам кораблей второй Вест-Индской компании 19 июля 1599 года», датированная 1610 – 1620-ми годами.

После возвращения из Италии колорит марин ван Эртфельта стал более мягким и изысканным. Отныне художник предпочитал виды южных гаваней со спокойным «бархатным» морем. К зрелому периоду творчества относится полотно живописца «Два корабля на якоре» из Государственного Эрмитажа.

Андрис ван Эртфельт работал и как гравёр. В 1621 году он изготовил две гравюры, изображающие замерзшую реку Шельду и форт «Vlaams Hoofd» в Антверпене. В настоящее время их местонахождение неизвестно.

Атрибутировать сюжет картины ван Эртфельта с изображением сражения за Харлем из Государственного Эрмитажа удалось благодаря надписи на парусе, прикреплённом к трезубцу Нептуна: «Победа в заливе королевской армады, одержанная девятью пришедшими из Леванта кораблями, под командованием дона Фадрика Толедского над эскадрой восставших и […] голландцев» [2, с. 110]. Художник часто изображал столкновения голландского и испанского флотов. У ван Эртфельта есть несколько произведений, посвященных войне между флотами Священной лиги и Османской империи («Морская битва между турками и христианами», работа проходила на аукционе Sotheby’s в Лондоне 7 июля 2011 года, лот 176; «Морское сражение между христианами и берберскими пиратами», 1615 – 1620 годы, Музей Бирмингема (Birmingham Museums Trust); «Битва при Лепанто», 1623 год, Музей изящных искусств, Гент).

Художник не застал череду англо-голландских войн. Первое столкновение между Англией и Голландией произошло в 1652 году – в год смерти художника. Большая часть его произведений посвящена Восьмидесятилетней войне (Нидерландской революции, 1566 – 1648) – религиозно-идеологической, политической и социально-экономической борьбе Семнадцати провинций за независимость от испанского владычества. Помимо эрмитажного полотна данному противостоянию посвящены работы мастера «Битва между испанскими и голландскими кораблями» (начало XVII века, Национальный морской музей, Гринвич) и «Битва при Гибралтаре» (Музей изящных искусств Ренна, Франция).

В октябре 2022 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось полотном «Морская битва» Андриса ван Эртфельта. Картина была приобретена на аукционе Drouot. В левом нижнем углу, на выступе причала, стоит монограмма мастера: «AVE».

На полотне изображено сражение голландского и испанского флотов. Принадлежность кораблей можно определить по флагам. У голландских кораблей это флаги и вымпелы с девятью полосами белого, красного и синего цветов в различных сочетаниях. Данные цвета взяты с трёхцветного родового флага принца Оранского. Флаг этот состоял из оранжевой (цвет Оранжистов), белой (свобода и независимость) и синей (море и символ принадлежности к морским державам) полос. Когда морские гёзы перешли под командование Вильгельма I Оранского, они начали использовать оранжево-бело-синий флаг, но чаще на своих судах они поднимали 6 – 9-полосные флаги с теми же комбинациями цветов. Оранжевый цвет впоследствии был заменён на красный. Это связано как с политическими причинами (ослабление Оранжистов и Батавская революция), так и с чисто практическими соображениями – оранжевый цвет на морских флагах быстрее выгорал чем красный и был хуже виден издалека. Так на картине ван Эртфельта из собрания ASG на флагманском корабле голландцев поднят флаг с восемью полосами красного и белого цветов, а центральная полоса – оранжевая.

Сцена морского сражения из Большого собрания изящных искусств ASG имеет классическое для живописи ван Эртфельта композиционное построение. В центре изображён флагманский корабль голландцев. Вы видим его кормовую часть со сценой Благовещения – архангел Гавриил (слева) вручает Деве Марии цветок белой лилии. Тот же ракурс (с кормы) и аналогичное расположение флагманского корабля по центру композиции встречаются в нескольких произведениях мастера: «Корабли у побережья Средиземного моря» (первая половина XVII века, аукцион Arts & Antiques Group, Амстердам, 2 декабря 2019 года, лот 5), «Рассвет после обстрела порта испанскими кораблями» (около 1628 года, Национальный морской музей, Гринвич), «Марина: эффект заходящего солнца» (первая половина XVII века, Музей Лувра, Париж), «Порт с военными кораблями» (после 1640 года, Музей истории искусств, Вена), «Возвращение испанской экспедиции» (первая половина XVII века, Национальный морской музей, Гринвич).

Голландцы часто украшали корму своих кораблей религиозными композициями. Так, например, на корме корабля с картины ван Эртфельта «Военные корабли в шторм» изображён некий святой в кардинальском облачении. На полотне «Корабли на рейде» (1650 год, Исторический музей Бамберга) на корабле в правой части представлена сцена со святой, воздевшей руки к небесам. Тремя коленопреклонёнными персонажами декорирована корма у корабля в работе «Морской пейзаж с четырьмя фрегатами» (первая половина XVII века, Баварские государственные собрания картин). В левой части композиции «Голландские корабли загружают древесиной в северном порту» (1610 – 1620 годы, Национальный морской музей, Гринвич) мы видим корму с Девой Марией и предстоящими.

В том же «Морском пейзаже с четырьмя фрегатами» в правой части, чуть в отдалении, представлен корабль с поднятыми белыми парусами. Близкий ему корабль изображён также справа на среднем плане картины «Морское сражение испанского и голландского флота» из Большого собрания изящных искусств ASG.

Данный корабль принадлежит голландцам. В левой части мы видим бакборт (нидерл. bakboord, рус. левый борт) испанского корабля, выполненного однако на голландских верфях. Известно, что испанцы, хотя и были противниками голландцев на воде, заказывали свои галеоны в Нидерландах [3]. Однако изготавливали их по испанским технологиям. Гальюнная фигура на носу данного корабля с картины ван Эртфельта выполнена в виде человеческой головы. Художник тщательно прописывает все корабельные снасти. Многочисленные фалы (тросы) оплетают мачты и реи. От галеона отплывают лодки с экипажем. Кто-то из команды уже взбирается по штормтрапу, беря на абордаж корабль голландцев.

В этом же ракурсе в левой части композиции бакбортом к зрителям изображен корабль на картине ван Эртфельта «Корабли у побережья Средиземного моря» (первая половина XVII века, аукцион Arts & Antiques Group, Амстердам, 2 декабря 2019 года, лот 5). Справа от него, по центру полотна, кормой к зрителям представлен другой корабль. В идентичном положении находятся корабли во время боя на картине из Большого собрания изящных искусств ASG.

В период с 1625 по 1635 годы Антонис ван Дейк написал портрет антверпенского торговца Николоса ван дер Боргхта. В левой части картины, куда указывает модель, представлен порт Антверпена. Изображение это исполнил Андрис ван Эртфельт. На переднем плане он изобразил два корабля в том же ракурсе и сочетании. Отличие заключается лишь в положении корабля, изображённого с кормы – в данном случае он находится слева от галеона, обращённого бортом к зрителям.

Как мы уже сказали выше, ван Эртфельт скрупулёзно выписывал корабельные снасти. Реи на мачтах его кораблей, направленные в разные стороны, часто задают ритмику композициям. Одинаковое положение рей на мачтах можно видеть у флагманского корабля на картине из собрания ASG и корабля в правой части на марине «Морской бой у побережья в сумерках», проходившей на аукционе Bernaerts в Антверпене. Данная работа воспроизведена на сайте Нидерландского института истории искусств (RKD) [4].

Живописец уделяет большое внимание изображению стаффажа. Он, как правило, многочисленен, разнообразен и неповторим – практически невозможно найти две одинаковые фигуры. В основном это моряки: они управляют галеонами, поднимают паруса, гребут и сидят в лодках, наблюдают за кораблями с берега. Слева и справа на переднем плане произведения из Большого собрания изящных искусств ASG Андрис ван Эртфельт изобразил два бота с морскими гёзами, спешащими на выручку команде корабля, который берут на абордаж испанцы. В левом нижнем углу мы видим героя в красном головном уборе, стоящего на берегу. Его левая нога стоит на выступе, а руку в повелительном жесте он вытянул в сторону бота. Близкий ему персонаж в красном изображён в том же левом нижнем углу на картине «Корабли у побережья Средиземного моря». Левую руку он аналогично поднял перед собой. На картине «Флот Священной лиги в Генуе перед битвой при Лепанто» (первая половина XVII века, аукцион Christie's, Амстердам, 12 ноября 2014 года, лот 4) справа на берегу представлен ещё один персонаж в шлеме с плюмажем. Он схожим образом выставил вперёд ногу и поднял руку в перчатке с широким раструбом. Все три героя стоят подбоченившись.

На картине из собрания ASG слева изображён испанский галеон, на котором поправляет снасти один из членов команды. Он представлен в носовой части. Подняв голову, мореплаватель держится за фалы. Таким же образом правит снасти моряк на голландском корабле в композиции «Бурное море» (1640-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он расположился практически на корме, вытянув руки к фалам.

Что касается датировки картины ван Эртфельта из Большого собрания изящных искусств ASG, то она относится к ранним произведениям мастера. Художник исполнил данное полотно до 1627 года, т.е. до своего отъезда в Геную. После работы в Италии стиль живописца изменится. Колорит произведений станет более мягким и утончённым. Ван Эртфельт практически отойдет от батального жанра в сторону рейдов, кораблей, застигнутых штормом, портовых сцен и др. Картина из собрания ASG отличается ярким, насыщенным колоритом. Изображения кораблей изобилуют позолотой. Море написано сочетанием зелёного (изумрудного) и чёрного тонов. Полотно нуждается в очистке красочного слоя от загрязнений. Но уже сейчас можно говорить о том, что оно является прекрасным образцом ранней фламандской маринистики.

Алина Булгакова
Источник: Международный институт антиквариата




 
   
   
   
   

   
   
   

   
 
« апрель 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс 123456789101112131415161718192021222324252627282930
За весь месяц


« май 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс   12345678910111213141516171819202122232425262728293031
За весь месяц
 
   

   
 
Медиалогия
 
   

   
   
   
Портал разработан студией NeoWays.ru
КГ "Византия" ©, 2010                                   Служба поддержки пользоваталей: support@smi2go.ru