FAQ        Платные сервисы        Рекламодателю        E-mail рассылка        RSS     
   
 
Разместить материал:

Анонимно
Зарегистрироваться
 
   

   
   
   

   
   
   


   
   
   
 Сегодня: 19 апреля 2024
   
 

Версия для отчета Версия PDFНовый Леньянино в Казани

Тематика: Культура
Статьи и исследования

г. Казань
Дата публикации: 31.08.2022
Дата мероприятия / события: 31.08.2022


В Большом собрании изящных искусств АСГ хранится прекрасное и символичное произведение «Мадонна с Младенцем, держащим потир». Глубокий символизм этого полотна заключён в том, что его нельзя трактовать просто как изображение Девы Марии и маленького Иисуса. В его иконографии присутствует тема Непорочного зачатия, а также предчувствие Евхаристии.



В Большом собрании изящных искусств АСГ хранится прекрасное и символичное произведение «Мадонна с Младенцем, держащим потир». Глубокий символизм этого полотна заключён в том, что его нельзя трактовать просто как изображение Девы Марии и маленького Иисуса. В его иконографии присутствует тема Непорочного зачатия, а также предчувствие Евхаристии.

Тема Непорочного зачатие подразумевает, что Мадонна должна быть изображена на престоле. Здесь мы его не видим. Но тем не менее Дева Мария изображена сидящей на возвышении. Её взгляд направлен сверху вниз. Ребёнок в руках матери кажется невесомым, т.к. художник не передаёт ощущение тяжести его тела. Иконография Непорочного зачатия подчёркнута и тем, что Иисус находится на уровне между грудью и чревом Мадонны. Голова юной Богоматери окружена большим ореолом из звёзд – ещё один намёк на непорочность зачатия. Самой замечательной деталью композиции является изысканный потир – символ Евхаристии. Иисус протягивает его зрителям, как бы призывая приобщиться к таинству.

Потир этот является настоящим произведением ювелирного искусства. Снаружи он украшен чеканкой и посеребрён, а внутри вызолочен. Облатка, парящая над кубком, напоминает месяц, от которого исходит сияние.

Прямой, открытый взгляд Иисуса направлен на зрителей. Глаза Мадонны, напротив, задумчивы и опущены. В них ощущается предчувствие тех страстей, которые способно вызвать содержимое этого потира.

Посредством особого благородства фигуры Мадонны и затрагивания тонкой богословской темы Евхаристии, автор данной работы, очевидно, стремился создать программное произведение. При его написании он отталкивался от иконографии Богоматери, разработанной итальянским мастером Джованни Баттиста Сальви, прозванным Сассоферрато (1609 – 1685). Достаточно сравнить близкую трактовку синего покрова Богоматери на картине из собрания АСГ и полотне Сальви из пинакотеки Чезены. В обоих случаях покровы словно нависают над лбом Девы Марии.

Картина из Большого собрания изящных искусств АСГ написана художником из следующего поколения, идущего после Сассоферрато. На данный момент она атрибутрована Игнацем Штерном (1679/1680 – 1748) – австрийским художником, обучавшимся в Эмилии-Романье в мастерской Карло Чиньяни (1628 – 1719). Однако мы считаем, что её автором является миланец Стефано Мария Леньяни, прозванный Леньянино (1661 – 1713).

Леньянино также был учеником Чиньяни. Он перенял его мягкую живописную манеру и классицистический стиль, основанный на утончённой поэтике чувств. В работе из собрания АСГ Леньянино предстаёт уже зрелым, сформировавшимся мастером.

Образу Мадонны с картины из Большого собрания изящных искусств АСГ близки фигуры той же Богоматери с двух полотен ломбардца. Речь идёт о двух версиях Непорочного зачатия Леньянино, одна из которых находится в Музее Вимеркате (Ломбардия), а другая в Кастеджо (Павия) в коллекции Сфорцини.

Практически во всех работах Леньяни можно обнаружить одни и те же женские и детские телесные, физические черты, которые со временем станут легко узнаваемой, отличительной особенностью стиля живописца. Персонажи Леньяни это не столько изображённые с натуры лица, сколько идеализированные обобщённые образы. Опущенные глаза героев, белокурые локоны, спадающие на выступающий лоб Христа, стали визитной карточкой искусства Леньяни. Их мы можем видеть на картине «Мистическое обручение святой Екатерины» из Фонда Оттавио Маццониса в Турине.

Знаменитый итальянский искусствовед, специализирующийся на ломбардском искусстве XVII – XVIII веков, Марина дель Омо в 1998 году опубликовала монографию о творчестве Леньяни. В ней она воспроизводит авторскую реплику картины Леньяни из Большого собрания изящных искусств АСГ (стр. 62, № 38). Эта композиция хранится в частном собрании. Работой Леньяни её атрибутировали такие выдающиеся итальянские историки искусств как Джованни Годи и Джузеппе Чирилло. В монографии, к сожалению, не указаны размеры этой композиции, и она воспроизведена в черно-белом варианте. Но и в таком качестве видно, что её размеры уступают произведению из собрания АСГ. Ниже и живописный уровень её исполнения, а потому полотно из Большого собрания изящных искусств АСГ следует считать первичным по отношению к работе, опубликованной в книге.

Что касается стиля Игнаца Штерна, то он характеризуется большей мягкостью, приглушённостью колорита и свето-теневой моделировки. Художник стремится сгладить любой цветовой контраст. Подтверждением этому может служить его «Мадонна с Младенцем», проходившая на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 31 января 2013 года.


Массимо Пулини
Перевод Алина Булгакова

Источник: Международный институт антиквариата - Новый Леньянино в Казани




 
   
   
   
   

   
   
   

   
 
« апрель 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс 123456789101112131415161718192021222324252627282930
За весь месяц


« май 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс   12345678910111213141516171819202122232425262728293031
За весь месяц
 
   

   
 
Медиалогия
 
   

   
   
   
Портал разработан студией NeoWays.ru
КГ "Византия" ©, 2010                                   Служба поддержки пользоваталей: support@smi2go.ru